Верный курс

Извилистый перевал Тизи-н-Тичка горного хребта в составе гор Атлас, Марокко, способен вызвать бурю эмоций у любого водителя. Однако для водителя грузового автомобиля Омара Аита Мбарека дорога — это одновременно и дом и офис.
Автострада 9

Автострада 9 проходит на высоте почти 2300 метров над уровнем моря, это самый высокий горный перевал северной Африки.

«Я могу проехать по ней задним ходом», — ироничным тоном заявляет 61-летний водитель. С этого 50-километрового участка автострады 9, который расположен на высоте 2300 метров над уровнем моря и является самым высоким горным перевалом Северной Африки, открывается потрясающий вид на снежные горные вершины, усыпанные зелеными живописными деревеньками. Настоящий марокканский образ жизни, который невозможно ощутить в городе, является основным фактором, привлекающим сюда иностранных посетителей. Тизи-н-Тичка, что на местном языке амазиг означает «ущелье-пастбище» имеет стратегическую значимость для экономики Марокко: связывает Марракеш и Уарзазат — два города, которые ежегодно привлекают миллионы туристов, — а также является излюбленным местом съемок кино, от Голливуда до Болливуда. 

Но крутые повороты, вьющиеся между опасной и плохо огороженной пропастью с одной стороны и скалистыми отвесами, которые в любой момент могут обрушиться, с другой стороны, ямы на дороге и безрассудная манера вождения, которая отнюдь не является редкостью, на этой дороге могут стоить вам жизни. Поэтому Омар Аит Мбарек имеет право похвастаться, хотя бы даже и немного: почти треть из 44 лет своего общего стажа в транспортном секторе он ездит по этой дороге, ни разу не попав в аварию. Как же это ему удается?

 

Крутой поворот

Извилистый перевал Тизи-н-Тишка изобилует крутыми поворотами. С одной стороны дороги находится ненадежно отгороженная пропасть, а с другой — угрожающий камнепадом горный склон.

Омар Аит Мбарек

Омар Аит Мбарек водит грузовики 44 года. Несмотря на то что почти треть этого времени он ездил по перевалу Тизи-н-Тишка, у него не было ни одной аварии.

«Когда я еду этой дорогой на своем грузовике, я никогда не включаю радио. Я постоянно прислушиваюсь к работе двигателя, чтобы понимать, что происходит в машине и на дороге. Спешить я вообще не люблю. Я не отношусь к той категории водителей, которые рвутся за руль, едва встав утром с постели. Я сплю ровно столько, сколько нужно для того, чтобы как следует выспаться, даже если ради этого придется опоздать в рейс на два часа», — рассказывает водитель, пользуясь возможностью передохнуть по дороге на обочине и наливая себе чашку мятного чая.

Душевно перекусив овощами и аппетитным тушеным мясом, Омар Аит Мбарек приступает к осмотру своего бензовоза Volvo FH, на котором он перевозит автомобильное топливо из Марракеша в отдаленное поселение пустыни Загора на юге Уарзазата. 

Козий пастух

Живописные деревни и возможность познакомиться с настоящим марокканским образом жизни сделали этот регион очень привлекательным для иностранных туристов.

С 1997 года Омар Аит Мбарек работает в Societe Transport Marouane et Freres Ltd (STMF), марокканской компании, занимающейся перевозками воспламеняющихся веществ. Он самый старший по возрасту из работающих водителей. «Я должен был выйти на пенсию еще в прошлом году, но начальство меня не отпустило! Настояли, чтобы я остался. Мне они доверяют больше всех, и я также помогаю готовить новых водителей», — рассказывает он.

Омар Аит Мбарек начал работать водителем грузовых автомобилей в 1983 году, а до этого 11 лет работал помощником водителя грузового автомобиля, что и помогло ему познать все секреты мастерства. Volvo F88 был первым большегрузным автомобилем, за руль которого он сел.

«На тот момент это была лучшая машина, но его тормоза перегревались на крутых участках дорог. Новый Volvo FH может перевозить до 27 тонн груза и с одинаковой скоростью ехать и на подъем и на спуск. Сегодняшние грузовые автомобили также более комфортабельны в плане кабины, ведь раньше нам приходилось спать прямо под рулем», — рассказывает водитель.

Кабина является убежищем, которое так необходимо, в особенности зимой, когда снегопад парализует движение, зачастую на несколько дней. Проезжая деревню Тафлайт, Омар Аит Мбарек вспоминает, как в 1998 году из-за снегопада движение встало на целую неделю.

Когда я еду этой дорогой на своем грузовике, я никогда не включаю радио. Вместо этого я постоянно прислушиваюсь к работе двигателя, чтобы понимать, что происходит с машиной.

Омар Аит Мбарек, водитель грузовика

«Ни еды, ни одеял у нас не было. Никто не пришел на помощь. Нашим единственным спасением был этот бар, в котором был камин: владелец здорово заработал тогда на бедолагах-водителях, в пять раз задрав цену на хлеб», — вспоминает он с ухмылкой.

На подъезде к самому опасному участку перевала Омар Аит Мбарек сосредотачивается, глядя на сотовую антенну, расположенную наверху крутого обрыва, и рассказывает о самом страшном зрелище из всех, которые он видел в своей жизни. Это было в начале сентября 2012 года: ночью водитель автобуса потерял управление, и автобус упал с 150-метровой высоты. Сорок два человека погибли, двадцать пять получили травмы.

 

Омар Аит Мбарек за рулем

Больше всего Омар Аит Мбарек боится водителей-новичков. «Новичков я могу определить за два километра, даже ночью. Это лихачи, которых не волнует риск.

«Я проезжал утром место происшествия. Автобус разнесло в мелкие клочья. Я до сих пор с дрожью вспоминаю то происшествие и молюсь, чтобы больше никогда не увидеть подобного зрелища».

Полиция сказала, что авария произошла, потому что в автобусе было больше людей, чем положено по его техническим характеристикам. Это была авария с самым большим числом жертв в Марокко — в стране, где около 4000 человек гибнут в авариях каждый год. Государство вложило много средств в развитие инфраструктуры дорог и внедрение правил дорожного движения, но критики утверждают, что эти инфраструктурные новшества не дошли до таких отдаленных территорий, как Тизи-н-Тичка.

Лучше не попадать в этом месте в аварию: даже если вы не погибнете при падении, машины скорой помощи могут приехать не скоро, а в радиусе ста километров нет нужных больниц.

Омар Аит Мбарек, водитель грузовика

Автоцистерна Volvo FH

Омар Аит Мбарек перевозит на автоцистерне Volvo FH моторное топливо из Марракеша в Загору, расположенную в пустыне к югу от Уарзазата.

«Не советую попадать в этом месте в аварию: если, падая в обрыв, вы не погибнете сразу, машинам скорой помощи может понадобиться слишком много времени, чтобы добраться сюда, а подходящих больниц тут нет даже в радиусе ста километров, — рассказывает Омар Аит Мбарек. — Лично для меня в первую очередь важна моя собственная безопасность, а также безопасность тех, кто находится рядом. Для меня важны мои дети, важно вовремя совершать молитву, оставаться чистым и не причинять зла людям. По моей вине никто не умер и не пострадал — я сплю спокойно».

Омар Аит Мбарек родился в одной из деревень, расположенных в горах Атлас. У него не было особого выбора в плане карьеры, и он еще в подростковом возрасте использовал возможность стать водителем, а со временем это ремесло стало его страстью. Ему было 16 лет, когда из проезжавшего мимо его деревни грузового автомобиля вывалилась часть груза — сахарного тростника. Он подбежал, чтобы помочь, и благодарный водитель сразу же предложил ему работать его помощником за 15 диргемов в месяц.

Омар Аит Мбарек

«Для меня в жизни важна в первую очередь моя безопасность, а также безопасность тех, кто находится рядом», — говорит Омар Аит Мбарек.

«Работа на грузовике была единственной возможностью заработать не только для меня, но и для многих в моей области. Грузовые машины и автобусы были единственным средством для поддержания жизни в наших деревнях», — рассказывает он, добавляя:

«Вождение доставляет мне огромное удовольствие. Ехать по дороге, встречаться с коллегами-водителями, делиться с ними информацией — это для меня как наркотик. Для меня это отдушина — ездить по этим горным дорогам и сознавать, что я сумел за все эти годы ни разу не попасть в беду и не причинить вреда другим».

Volvo FH на марокканском шоссе

В последние годы марокканское правительство вложило большие средства в развитие дорожной инфраструктуры и внедрение правил дорожного движения. Но скептики утверждают, что эти инфраструктурные новшества не коснулись таких отдаленных районов, как Тизи-н-Тишка.

Societe Transport Marouane et Freres Ltd

Владелец: Мохамед Асли, генеральный директор.
Количество сотрудников: 365
Компания основана: 1996
Основные клиенты: Shell, Total Morocco.
Общее количество машин: 283
Количество грузовых автомобилей Volvo: 236
Основные грузы: Нефтепродукты 

Больше на эту тему

Остаться в живых на одной из самых опасных дорог мира

Осторожность, навыки и опыт вот уже 45 лет помогают Хуану Мануэлю Манрике выжить на одной из самых опасных дорог мира. Это Пасо-де-лос-Караколес в Чили....

Земля, отвоеванная у океана

Самый крупный город Нигерии постепенно меняется. Чтобы защитить Лагос от размывания береговой линии, в нем развернулась самая масштабная строительная площадка Африки — на месте будущего района Эко Атлантик, который создадут на отвоеванной у океана ...

Добыча соли из боливийской огромной белой бездны

Яркий свет беспощаден, а воздух разрежен. Крупнейший в мире солончак — суровое испытание как для автомобиля, так и для человека. Водитель грузового автомобиля Дарио Мачака Кольке работает здесь на протяжении уже более 30 лет....

Фильтр статей

5 true 5