×

Истинный цвет

В покрасочном цехе Volvo Trucks команда техников по покраске и полностью автоматизированные роботы обеспечивают для каждой кабины высококачественную ровную окраску и точность цвета.
Кабина, покрашенная аэрозолем
В покрасочном цехе Volvo Trucks в Умео ежедневно окрашивается до 350 кабин, и цвет каждой соответствует требованиям клиентов.

На заводе по производству кабин Volvo Trucks в Умео, северная Швеция, покрасочный цех и лаборатория отвечают за покраску кабин тяжелых грузовиков перед тем, как они направляются на главный сборочный конвейер. Достижение безупречной высококачественной финишной окраски — долгий и скрупулезный процесс, занимающий целый день и расходующий более девяти килограммов краски. «Люди рассчитывают получить тот цвет, который они заказали, и если они получат что-то другое, то даже при незначительном расхождении они будут очень недовольны», — говорит Андреас Баск, менеджер лаборатории покраски, Cab and Vehicle Assembly в Умео.

Весь процесс начинается с клиента, которому на выбор предоставляются более 800 различных оттенков из банка цветов Volvo Trucks. Несмотря на богатство выбора, самым популярным цветом является белый, особенно оттенок Winter White (зимне-белый), в Умео в него окрашивается почти половина всех кабин. Значительная часть другой половины также окрашивается в различные оттенки белого.

За исключением цвета Winter White, все краски смешиваются на месте. Каждую неделю смешивается около 4000 литров краски. Если у клиента имеются особые запросы и нужный оттенок отсутствует в банке цветов, то техники лаборатории покраски, как правило, могут его создать. «В качестве образцов цвета мы получали, например, кусочек ткани, чехол мобильного телефона и лак для ногтей», — рассказывает Андреас Баск. «В большинстве случаев мы можем предложить клиентам цвета, очень близкие к нужным, или же можем специально создать совершенно новый цвет. Нам приходится говорить "нет" лишь в очень редких случаях, когда цвет не имеет нужных характеристик».

Начиная с 2000 года покраску осуществляют роботы, и сегодня весь процесс полностью автоматизирован. Под главной покрасочной зоной находится помещение, заполненное бессчетными ведрами с разноцветными красками, идентифицируемыми по штрихкоду. Все ведра соединены трубками с находящимися наверху роботами. Находящейся здесь краски хватает на два-три дня работы.

 

Люди рассчитывают получить тот цвет, который они заказали, и если они получат что-то другое, то даже при незначительном расхождении они будут очень недовольны.

Высокотехнологичная, полностью автоматизированная система качает краску из выбранного ведра, этот процесс похож на питье через соломинку. Система использует только то количество краски, которое необходимо, что минимизирует отходы. После этого трубка очищается растворителем, чтобы не допустить смешения различных красок.

В последние годы в цехе покраски много работали над уменьшением воздействия на окружающую среду, в основном путем уменьшения использования растворителя. Три из пяти линий покраски используют краску на водной основе, а высокотехнологичная система очистки минимизирует использование чистящих средств.

В сумме, считая все накладываемые слои, на каждую кабину расходуется около девяти килограммов краски. Первые два слоя — это антикоррозийное покрытие. Затем накладывается грунтовка, которая обеспечивает лучшее схватывание краски и долговечность покрытия, а также создает необходимую цветовую основу. После этого происходит либо нанесение базового слоя и бесцветного финишного покрытия, либо наложение цветного финишного слоя непосредственно на грунтовку. Эти последние слои придают покрытию цвет и физические характеристики, указанные заказчиком. 

Вместе с кабиной окрашивается небольшая металлическая пластина, являющаяся необходимым элементом контроля качества. По завершении покраски эта пластина поступает в лабораторию покраски, где ее цвет сравнивается на спектрофотометре с эталонным цветом из главной базы данных. Поскольку многие цвета и оттенки похожи друг на друга, человеческий глаз может не заметить разницы. Если спектрофотометр фиксирует отклонение цвета, то кабина возвращается на линию для повторной окраски.

Последняя проверка — визуальный осмотр на предмет равномерности окраски, проводимый с использованием сильного флуоресцентного освещения. Кроме того, операторы контроля качества проводят по поверхности руками, чтобы исключить наличие выпуклостей, царапин и других неровностей. 

Только по завершении всех этих тестов кабина поступает на главный сборочный конвейер.

На сегодня Volvo Trucks предлагает 800 различных цветов.
Ежедневно в Умео окрашивается 250–350 кабин.
В 2016 году окрашено 64 000 кабин.
На каждую кабину расходуется 9 килограммов краски.