Насколько батареи экологичны на самом деле?

Электромобили тише, чище и лучше расходуют энергию, чем их собратья с двигателями на ископаемом топливе. Тем не менее, стоит осветить несколько вопросов, касающихся их батарей. Насколько экологичны и как сильно воздействуют на природу литиево-ионные батареи, если смотреть на картину в целом? Ларс Мортенссон, директор подразделения Environment and Innovation компании Volvo Trucks, рассказывает про их преимущества и недостатки.
Ларс Мортенссон, Volvo Trucks

Ларс Мортенссон, директор подразделения Environment and Innovation компании Volvo Trucks.

Одним из важных компонентов литиево-ионных батарей является кобальт, преимущественно поставляемый из Конго. Организация «Международная амнистия» сообщала о детском труде и нарушении прав человека в этой стране. Что вы делаете для гарантирования того, что используемое в ваших батареях сырьё добывается должным образом?

«Естественно, мы не одобряем использования в нашей продукции материалов, добытых или изготовленных недопустимым способом. Это чётко указано в нашем кодексе поведения. Вместе с нашими поставщиками мы стараемся выяснять источники поступающего сырья. Для продвижения этой инициативы Volvo Group, совместно с несколькими другими производителями автомобилей, создала организацию «Drive Sustainability», которая занимается изучением и улучшением условий работы, а также вопросами воздействия цепочек поставок сырья на окружающую среду. Многие вопросы всё ещё требуют внимания, однако мы предпринимаем важные меры для улучшения положения». 

Насколько хороши батареи с точки зрения воздействия на климат? Есть ли риск, что высокое энергопотребление при их производстве «съест» всё преимущество в плане экологичности, которым располагают электрические автомобильные двигатели?

«Общеизвестно, что при изготовлении батарей расходуется много энергии, однако в долгосрочной перспективе большегрузные коммерческие электромобили, вне всяких сомнений, будут сильно выигрывать как в плане расхода энергии, так и в плане воздействия на климат. В первую очередь причиной тому куда более эффективное использование энергии электромоторами, если сравнивать с двигателями внутреннего сгорания. Так что чем больше километров вы проедете за срок эксплуатации грузовика, тем отчётливее будет видна разница в пользу грузового электромобиля». 

Оправдано ли использование электричества, если во время производства и подзарядки батарей всё равно применяются невоспроизводимые источники энергии вроде угля?

«Разумеется, на каждом этапе оптимально использовать возобновляемые источники энергии. Если получать электричество путём сжигания ископаемого топлива, климатическая выгода станет менее очевидной. Впрочем, благодаря высокому коэффициенту производительности электродвигателя всё равно предпочтительнее использовать электричество, а не ископаемое дизельное топливо. Стоит заметить, что если сравнивать работающий на биогазе грузовик с грузовым электромобилем, который использует энергию угольных тепловых электростанций, итог сравнения не будет таким уж очевидным».

Что вы будете делать с батареями после исчерпания их ресурса? Их можно утилизировать без вреда для природы, или же нас ожидает новый удар по экологии?

«Конечно же, мы ответственно относимся к своим обязательствам производителя. Сейчас мы участвуем в нескольких проектах по изучению возможностей повторного использования батарей большегрузных коммерческих электромобилей. Например, для хранения солнечной энергии. Когда срок эксплуатации батарей наших грузовиков истечёт, мы обязательно утилизируем их экологичным способом». 

Сопутствующие статьи